"Старые грехи" по-новому. Премьера-возобновление спектакля "Старые грехи" в Театре на Юго-Западе

В далёком 1979 году начинающий режиссёр Валерий Романович Белякович перенёс на подмостки молодого Театра на Юго-Западе свою дипломную работу "Старые грехи" по ранним рассказам Антона Чехова. Тогда роли в спектакле исполнял звёздный состав Юго-Запада, те, кого впоследствии стали называть основателями сцены. К 45-летнему юбилею театр восстанавливает исторически-значимые работы Валерия Беляковича. В репертуар уже успешно вернулись "На дне" и "Женитьба". "Старые грехи" – последняя из запланированных юбилейных постановок, которую воплотил на сцене в своем концептуальном видении художественный руководитель театра з.а. РФ Олег Леушин.

 

Незадолго до премьеры постановщик признался в интервью, что в одной из первых версий спектакля, которая связывала рассказы воспоминаниями и письмами писателя, ему довелось сыграть молодого Антошу Чехонте: "Сначала я хотел сделать всё, как было у Валерия Романовича: Чехов как звено, связующее его рассказы. Потом я думал-думал и решил вообще убрать писателя, как персонаж. Дело в том, что когда я молодой выходил на сцену в роли Антона Чехова и долго что-то там говорил, у меня было впечатление, что людям в зале слушать скучно и все только и ждут, когда я заткнусь, и выйдут настоящие артисты". Новый-старый спектакль, по задумке режиссёра, "прошит" замечательными русскими песнями, в которых печаль всегда соседствует с юмором и удалью, как и в рассказах писателя.

 

Петь вживую на сцене, да еще многоголосием а капелла – это особое искусство. Олег Леушин говорит, что давно мечтал, чтобы его артисты запели на сцене сами, хором, без всяческих фонограмм. Маленький зал наполняется бескрайностью русских просторов и души уже с первых минут спектакля, с первой песни. И что, как не "всегда немного грустные и глаза, и песни русские" может так органично сливаться с тончайшей по переплетению чувств чеховской прозой? О том, что многие артисты Юго-Запада очень неплохо поют соло, его поклонникам, посещающим не только спектакли, но и различные праздничные и памятные мероприятия, известно давно. Оказалось, что и хоровое исполнение (хормейстер Нонна Чхетиани) им подвластно в полной мере. Максим Гигенин, обладающий чудесным тенором, стал солистом и единственным представителем нового поколения театра, в группе "золотого фонда" Юго-Запада, на которую поставлен спектакль.

 

Рассказы Антона Павловича взяты из прошлого спектакля, как и идея старых грехов – вечных спутников человечества. Небольшие, краткие, согласно завету Чехова "краткость — сестра таланта", они поставлены в традициях театра ярко, энергично, с шутовщинкой, без лишних отягощающих декораций (на сцене только стол и стул!), в смысловых костюмах, на которые тут никогда не жалеют ни денег, ни сил (художник по костюмам з.а. РФ Ольга Иванова). В необычайной цветистости женских нарядов, похожих на традиционные одежды южных славянок, заложено много всего: от энергетической поддержки спектакля, до балаганного начала самого театра, от комедии дель арте до подвижного буйства красок, как в танцах ансамбля имени Игоря Моисеева.

 

И все же главное сокровище спектакля и театра – актёры, абсолютно штучные таланты, бережно собранные в труппу еще самим Мастером. В новой версии постановки режиссёр отдал им на откуп импровизацию, которую особенно ценят в Театре на Юго-Западе. И они развернулись вовсю, выудив из бессмертной прозы великого писателя его основную суть: жалость ко всем на свете, понимание и приятие всех, со всеми грехами – старыми, вечными и приходящими новыми. Как бывает смешон и в то же время жалок человек, одержимый жадностью, глупостью, бездарностью, пессимизмом, высокомерием, шовинизмом с извечной "юго-западной" преувеличенностью эмоций и тонким пониманием трагедийного начала рассказывают на сцене нынешние столпы и хранители традиций театра: Михаил Белякович, племянник Валерия Романовича и продолжатель династии, ювелирно-талантливый з.а. РФ Сергей Бородинов, мощные и уверенные мастера, два Дениса – Нагретдинов и Шалаев, неповторимый, потому что его переиграть невозможно – Андрей Санников, эксцентричные и изощренные в лицедейском искусстве, два Антона – Багиров и Белов, юный Максим Гигенин, и, наконец, непревзойденные красавицы, грации, талантища Юго-Запада – Татьяна Городецкая, Елена Шестовская и з.а. РФ Карина Дымонт.

 

"Театральная композиция по ранним рассказам А.П. Чехова в одном действии", как написано в ретро-программке спектакля только входит в его современный репертуар, только набирает своего зрителя, но уже несёт в себе чёткую позицию театра, созданного, как дом-семья для актёров и зрителей. А кто, как не семья, может осмеять наши грехи, ласково пожурить и тепло пригреть-пожалеть, так, чтобы в этот дом всегда хотелось вернуться?

 

Дарья Евдорчук

14.05.2022

 

Фото: Александра Дёма

 

Источник: Интернет-портал Teatr To Go (оригинал статьи здесь)

Поделиться