До полной гибели всерьёз, farbensymphonie, LiveJournal.ru

На протяжении многих лет пьеса Михаила Булгакова “Кабала святош” не сходила с подмостков Театра на Юго-Западе, роль французского комедиографа исполняли легендарный Виктор Авилов и сам основатель театра Валерий Белякович, и зимой 2018 года, соскучившись по зрителям, она вернулась уже в новой версии. В постановке Олега Леушина акцент делается не на рассказе о политической тирании, сковывающей свободу художника, или на запутанных отношениях великого драматурга в собственной семье и его женитьбе то ли на сестре бывшей любовницы, то ли на её дочери, главным становится сам театр как форма жизни, яркой, праздничной, дарящей восторг и упоение, но одновременно жестокой и безжалостной, разбивающей надежды и лишающей иллюзий.

 

Мольер показан, прежде всего, как гениальный актёр и режиссёр. Роль драматурга выпадает артисту его труппы Лагранжу (Максим Лакомкин), который по записям в своем регистре внимательно следит, соответствуют ли действия персонажей и их порядок тому, что зафиксирован навечно в летописи театра “Пале-Рояль”.

 

Талант - единственная ценность, и исключительно способностью к игре меряется всё в этом мире. Ради возможности жить на сцене можно и спасти, и предать, и перед королём на карачках проползти, купив себе право на творчество.

 

Олег Леушин  в роли Мольера – “весь - как взмах неощутимых крыл”, как звук, как вздох, как зайчик на паркете, лёгок, изящен, переменчив, в мгновение ока переходя от бурного гнева к трепетной нежности и наоборот. Неистощимый на выдумки импровизатор, он способен за минуту создать стихотворный экспромт, опробовать десяток гримас и трижды поменять интонацию во время произнесения одной и той же фразы.

 

Самый лучший подарок, который может пообещать безумно влюблённый мужчина своей женщине - бросить к её ногам весь мир, мир театра: “Я тебя создам! Ты станешь первой, будешь великой актрисой”. И, ослеплённый идеей их прекрасного дуэта, он не видит, что юная красавица Арманда (Алина Лакомкина) - всего лишь честолюбивая маленькая хищница, готовая прибрать к своим коготкам любого мужчину, оказавшегося в поле зрения - гениального Мольера, случайно попавшего за кулисы дуэлянта д'Орсиньи (Денис Нагретдинов) или подающего надежды актёра Захарию Муаррона (Максим Метельников).

 

А златокудрый Муаррон соблазняет “маменьку” Арманду вовсе не из-за горячей любви к ней, а из почти спортивного состязания, из желания, признавая талант мэтра, своего приёмного отца и учителя, встать с ним вровень, получив и его славу, и его королеву сцены. Раздавленный страхом и чувством вины, униженно распластавшийся перед королём, молодой лицедей возмущенно встрепенётся лишь тогда, когда тот назовет его слабым актёром и предложит сменить ремесло на должность сыщика.

 

Именно за талант прощает Мольер предавшего его Муаррона (“ты актер первого ранга, а в сыщики ты не годишься”) и разрешает вернуться в труппу, а за отсутствие оного пренебрегает преданным ему привратником театра Бутоном (Денис Шалаев) – “бездарный дурак”.

 

Уходом из театра наказывает себя Мадлена Бежар (Ольга Иванова) за многолетнее молчание, приведшее к страшному греху двух самых дорогих ей людей.

 

Но разве может тягаться прославленный мэтр со своей труппой с главным актёром столетия - его величеством королём Франции Людовиком XIV с его грациозной пластикой хищника, гордой посадкой головы, изящными жестами точёных рук, обольстительной улыбкой и выражением надменного превосходства в огромных светлых глазах. Андрей Кудзин великолепен в роли короля-Солнце, способного как согреть, так и сжечь своими лучами. Он создаёт театр для целой Европы, запускает и останавливает движение жизни подданных, кого обласкав, а кого растоптав. Для сохранения абсолютной власти король хитроумно управляет балансом сил, отдавая предпочтение то вольнодумцам, то реакционерам. В сравнении с его изящными дворцовыми интермедиями меркнут и остроумные комедии и едкие фарсы, составляющие репертуар труппы  Мольера, и кровавый гиньоль, разыгрываемый в парижских подвалах Кабалой Священного писания под предводительством архиепископа Шаррона (Андрей Санников).

 

В спектакле нет декораций, смена мест действия создается игрой света, сочиненной Вячеславом Климовым. Причудливые скрещения разноцветных лучей рисуют то складки кулис, то окошко исповедальни, то решетки подвальных застенков Кабалы, то трубки органа, в начале спектакля воспевающего славу лучшего комедианта французской сцены, а в финале оплакивающего его уход.

 

Театр - смысл жизни Мольера, и смерть подступит к нему не с побегом Арманды или потерей Мадлены, не с опалой короля или ожидающим его со шпагой наголо д'Орсиньи, а с запретом играть свои творения. Но, даже умирая, он вырвется из объятий своих актёров, чтобы в последний раз выйти на сцену и оттуда сделать шаг в вечность.

 

 

03.10.2022

 

Фото автора

 

Источник: LiveJournal.ru (Оригинал отзыва здесь)

Поделиться