Олег Леушин: "Надеюсь воплотить его мечту"

Юбилейный 40-й сезон для Театра на Юго-Западе прошел под знаком печали. В конце прошлого года ушёл из жизни основатель театра и его художественный руководитель Валерий Белякович. Коллектив принял его ученик Олег Леушин. Он рассказал "Театралу" о проблемах и о том, как собирается их решать. Собственно, одна из них была на виду – интервью проходило в кабинете худрука, заваленного кофрами со сценическими костюмами…

 

– Олег Николаевич, смотрю на кофры и думаю: неужели скажете, что специального помещения для них нет?

 

– Вы правы. Их действительно некуда положить, поскольку общая площадь театра составляет чуть больше тысячи квадратных метров, включая административные и технические помещения. У нас и декорации хранить тоже негде. Раньше напротив нашего здания был склад, но не так давно в рамках проекта реновации его заставили снести. Теперь все декорации хранятся на складе у друзей из МЧС. И хотя это удорожает спектакль (заказ машины, погрузка/разгрузка), мы стараемся не повышать стоимость билетов и у нас по-прежнему есть бесплатные места для льготников.

 

– В вашем репертуаре есть аншлаговые спектакли. Может для того, чтобы улучшить финансовое положение, играть их следует чаще?

 

– Тут надо соблюдать баланс: цена, качество и количество. С одной стороны, спрос рождает предложение. Но с другой – насытишь афишу  кассовыми комедиями и интерес к театру пропадет. И потом, здесь ещё вопрос занятости артистов. Всем поиграть надо. Спектакль может быть не кассовым, но артист должен выработать определённую норму. Масса факторов, о которых приходится думать.

 

– А как Вы выстраиваете художественную программу? На что опираетесь?

 

– Прежде всего на разнообразие материала. На данный момент в афише – 45 названий, есть довольно редкие (те, которые не идут в других столичных театрах). Благодаря такому диапазону зрители найдут произведения на любой вкус. Лозунг минувшего сезона был "Попробуй. Влюбись", и много людей в нас влюбились, поверили в нас, поддержали.

 

– Актёры Театра на Юго-Западе всегда отличались особой энергетикой. Иначе чем объяснить, что театр, труппу которого составили молодые люди без актёрского образования, чуть ли не с первых дней стал популярен у москвичей.

 

– Насколько я знаю историю нашего коллектива, уже на первые постановки в клуб Востряково народ шёл с удовольствием. А когда переехали на Юго-Запад, достать билеты, которые, кстати, первое время раздавали бесплатно, было очень сложно.

 

– Ещё бы, на дворе восьмидесятые, атмосфера гласности и относительной свободы…

 

– Даже когда билеты стали продавать, интерес к театру не ослаб, а наоборот, усилился. Очереди в кассу выстраивались такие, что зимой люди жгли костры, дабы не замерзнуть. Экономически в той советской эпохе театр жил достаточно нормально. И главным вдохновителем предприятия был, разумеется, Валерий Белякович. Он нёс в себе огонь таланта и умел зажечь его в людях. Слава богу, что многие из них до сих пор здесь с нами. Это и Слава Гришечкин, и Олег Задорин, и Галина Галкина, и Тамара Кудряшова. Потом пришёл Алексей Ванин…

 

– Вам, как директору, не мешает то, что Вы сами еще и актёр, плотно задействованный в репертуаре? Передаёте свои роли другим артистам?

 

– Да, процесс пошёл. Я адекватный человек и понимаю, что в мои почти 50 лет, уже не надо играть 23-летнего Дэвида, не надо играть Хлестакова, как бы я ни любил эту роль и как бы она мне ни удавалась в своё время. Нет, нельзя. Уже полёт не тот. Уже есть какие-то пределы чисто даже возрастные.

 

– В своё время Валерий Романович говорил о планах построить новое здание театра, но они так и не сбылись…

 

– Белякович незадолго до смерти сказал: "Лёва, ты мой творческий наследник". Вот как творческий наследник я надеюсь воплотить его мечту. Недавно нашёл проекты того здания, составил письмо в Думу и правительство Москвы, записался на приём в Департамент культуры. И буду выходить с предложением возобновить этот проект. В нём помимо здания театра со зрительным залом на 300 мест, есть еще 17-этажный жилой дом, связанный с театром подземной парковкой. Почему этот не может войти, например, в программу реновации?

 

– Некоторые театры на развитие своих проектов привлекают дополнительное финансирование. А у вас спонсоры есть?

 

–  Номинально есть – ВТБ24, поскольку у Валерия Романовича были дружеские отношения с Михаилом Задорновым. Мы получали от банка помощь, но это были разовые вливания.

Спасибо и за это. А после того, как не стало Беляковича, будут ли продолжены эти отношения, не знаю. Надо будет, я и туда пойду, и встану на колени ради театра и артистов.

Я иногда думаю, как сложилось, что 25 лет назад я пришёл в этот театр и меня сразу взяли? И вот так этапами – монтировщик сцены, "отрывальщик" билетов, артист. А теперь худрук. Ведь какая-то миссия за этим стоит, наверное? Может, она в том, чтобы довести до конца планы Валерия Романовича о новом театре? Я хочу в это верить. Это придаёт силы. Потому что я иду не за себя хлопотать. А за мечту Беляковича и за тех людей, в которых он вдохнул творческую жизнь.

 

Елена Милиенко

Фото: Илья Золкин

 

Источник: Журнал "Театрал" № 09 (152), сентябрь 2017 г. (Интернет-версия статьи здесь)

За предоставление журнала благодарим Александра Андреева

Поделиться